Кто вернее?

Ходил однажды лопин по суземку, охотился, вдруг услышал -кричит человек на вараке, на помощь зовёт. Побежал лопин на крик, видит - дьявол к дереву вверх ногами привязан. Подошёл лопин к дьяволу, тот и говорит:
- Спусти меня, я тебе добро сделаю!
- Дай мне золота мешок, тогда спущу тебя, - ответил лопин.
- Дам, только спусти, - согласился дьявол.
- А кто связал тебя? - спросил лопин.
- Боролся я тут с другим дьяволом, он и связал меня, - объяснил ему дьявол и прибавил: не ты - сдох бы я.

Когда лопин отвязал дьявола, тот сказал ему:
- Приходи сюда через трое суток, только не один, а с тем,
кто тебе всего вернее. Тогда я дам тебе золота мешок.
Сказал дьявол и скрылся, а лопин пошёл к себе домой и всё рассказал жёнке.
Через трое суток лопин с жёнкой пришёл на то место, где он с дьяволом повстречался, но никого не застал здесь.
- Дьявол-то обманул тебя‚ - заметила лопину его жёнка.
- Обождём маленько, - ответил муж, - а пока что я повалюсь, тяжело мне что-то стало.
- Ну, ложись, - сказала жена, - а я поищу у тебя в голове.
Повалился лопин, а жёнка рядом сидит. Немного времени
прошло, показался дьявол, тащит золота мешок. Спросил дьявол жёнку:
- Это кто тут лежит да храпит?
- А муж мой, - ответила жёнка.
- Убей его, - сказал тогда дьявол, - золота мешок-то весь тебе достанется! А прожить, поди, и без мужа можешь!
- Как же я убью его? - спросила жёнка.
- А нож острый ему в горло, потом деньги хватай да и домой!
Взяла жёнка нож, поднесла его к горлу мужа, тут дьявол и разбудил лопина:
- Эй, проснись! Смотри, жёнка твоя зарезать тебя хочет.
Взял мешок с золотом и скрылся.
Вскочил лопин, видит - правду сказал дьявол. Стал тут лопин жёнку бить. Бил-бил, потом домой пошёл.
Через трое суток лопин снова в суземок охотиться пошёл.
Утомившись, он привязал свою собаку к дереву, а сам прилёг.
Скоро сон на него напал. Вдруг собака лаять начала. Проснулся лопин, вскочил, видит - дьявол идёт к нему с мешком.
Подошёл дьявол к лопину, дал ему мешок с золотом и сказал:
- Вот, видишь, собака-то вернее жёнки твоей.
Сказал дьявол эти слова и исчез в лесу.

        "Саамские сказки" 1959 г. Мурманск

Популярные сообщения из этого блога

Семилетний стрелок из лука

Саам - богатырь

Гирвас - озеро