Про диких

Жили двое молодых - муж да жена. Они очень любили друг друга. Жили они в веже его родителей. Однажды муж 
осердился на родных. Обернулся он в четырехгодовалого оленя - хирваса и решил от родных уйти. Жена 
заплакала, заголосила и стала просить мужа не оставлять ее одну. Она просила взять ее с собою. 


- Ты бери меня, бери, ты возьми меня, возьми с собою. 
Он обернулся к ней лицом и вопросил человеческим голосом: 
- А двоих-то детей куда денем? 
На это она ему ответила: 
- Свекровь еще молодая - пусть она их ростит, а я хочу с тобою быть неразлучно вовеки! 
Крепко любили они друг друга. Муж пожалел жену и начал наставлять, как ей быть, чтобы остаться с ним 
неразлучно вовек. 
- Выйди замуж за соседа и подари ему мою пищаль. И на охоту с нею пойди. Сходите в наши кегоры, что повыше 
Свята-озера лежат. Пошли его туда; там на просторе я буду пастись, гулять навстречу ветрам. И пусть он 
застрелит меня, пусть убьет и шкуру снимет. И пусть мясо мое все наши родные съедят, ну а ты мое мясо не 
тронь и не ешь, а шкуру поскорей прибери. Сохнуть повесь! 
Высохнет шкура, тогда ее в дом внеси и сложи ее надвое мехом наружу. Спиной ляг к нему, чтобы он не мог 
обнять тебя. На одну половину сама ложись, другою накройся. Свою голову положи на уши шкуры, а пятами ляг 
ей на хвост. Ухо в ухо ляг. Душа моя в ушах шкуры живет. Душу мою прими, однако одну половину мне отдашь! 
Не забудь! Как заснешь, сразу оленем станешь... А там увидишь, что будет! 
Она исполнила все, как велел ей муж, ее супруг. 
Однажды вернулись они, новый муж и она, с охоты. Принесли мясо и шкуру оленя. Она накормила родных мясом 
добытого оленя (она уже знала, что это он). Сама ни кусочка в рот не взяла. Шкуру высушила и сложила ее, 
как велел супруг: надвое сложила она эту шкуру. Пришло время ложиться спать. Один край шкуры она подвернула 
под себя, другим же покрылась. Сделала все, как велел ее муж-дикарь: пятами легла к хвосту, руками и 
стопами по ногам шкуры. Голову так положила, что ее уши к ушам шкуры пришлись. В одно ухо душу приняла, 
через другое вторую половину назад вернула. Крепко уснула. И сразу поднялась она, прянула... Только и 
слышали все да мать видела, будто олени выбежали из вежи... 
С тех пор не однажды примечали, что в ближних кегорах ходят два оленя, одинаковые, вместе пасутся. Чаще они 
являлись отцу, матери и детям своим. Ходят вместе два оленя, два хирваса, два самца, два друга. Потому так, 
что муж отдал любимой жене половину своей души. 

В. В. Чарнолусский "В краю летучего камня"

Популярные сообщения из этого блога

Семилетний стрелок из лука

Саам - богатырь

Гирвас - озеро