Про смерть


Старуха и старик жили очень бедно. Старик говорит: "Родился бы сын, а то нам без ребят на старости лет трудно будет". И на самом деле родился у них сын. Это же еще не все: надо его крестить, да крестного найти. 
Вот пошел старик. Шел, шел, идет на встречу человек. Человек спрашивает: "Куда идешь, дедушка?" - "Я пошел искать крестного, родился сын, надо бы его крестить". - "Дедушка, возьми меня". Старик говорит: "Ищу такого человека, который все умеет делать и не делает никому плохого". - "Тогда уж я не гожусь". Это был сам чертик. Что умеет делать? Только вертеться. Побыли и отправились в разные стороны. Старик идет, идет не может найти никого.


Вдруг, как с неба свалился, человек идет навстречу. "Куда идешь, дедушка?" - "Иду, искал бы я сыну крестного, да не могу найти человека, который все делал бы и никому плохого не желает". Этот тут и был. "Я все умею, возьми меня". Старик обрадовался: "Вот хорошо, вот хорошо, пойдем к нам". Пошли обратно. Это есть сама смерть. Пришли, окрестили мальчика. Смерть говорит: "Ты, кум, очень бедно живешь, сделал бы я тебя богачом, да забудешь меня". - "За что? Не забуду тебя, кум, нет". 
Тот взялся объяснять: "Ты назовись врачом. Болеет много народу, ты лечи и будешь богатым. Помни: зайдешь к кому в дом, смотри: если я сижу в ногах больного, тогда лечи, вылечишь, если сижу в изголовьи, тогда не лучи, не сможешь вылечить". 
Он лечил, лечил людей, люди платили ему. Тот приходит - приглашает, другой приходит - зовет. Он ходит из вежи в вежу, лечит. В какую-то избу зашел, вдруг видит кум его сидит в изголовье. Старик говорит:"О, подзно, поздно меня пригласили, он у вас умрет, не вылечить его". 
Так старик стал богатым, кума своего он забыл. Сколько прошло времени, много или мало, он однажды вспомнил и говорит старухе своей:"Старуха, а я кума забыл, пойду-ка я к нему." Шел, шел, вот тот идет навстречу. "Куда направился кум?" - спрашивает смерть у старика. "Иду к тебе". - "Я тебе говорил, забудешь меня". - "Да, кум, забыл тебя". - "Ну пойдем тогда ко мне в гости". Пришли. Смерть поставила на стол угощение, угощала, угощала и говорит: "Теперь пройдем в комнату, помотрим человечьи века, у кого какой век". 
Как только дверь открыл, старик только ойкнул: "Ой, кум, у тебя пожар в доме". - "Нет, кум, - смерть говорит, это не пожар, это и есть века. Ты смотри, увидишь, что это такое есть". Старик тогда только пришел в себя, смотрит: всё свечи. Которые только что зажглись, которые до половины сгорели, которые больше половины, которые уже догорают, которые уже гаснут (у кого какой век). 
Старик спрашивает у кума своего: "Кум, который тут мой век?" - "Твой век вот, чуть-чуть осталось". - "Ой кум, мало жил, не пришлось еще пожить. А кум, у твоего крестника какой век?" - "У него только начинается". - "Эй, какая длинная у него свеча! Нельзя ли у него поплам разрезать и мне добавить?" Смерть говорит: "Ты свой век прожил достаточно, а он только начинает жить. Помнишь, когда ты брал меня в кумовья, говорил, что тебе надо такого человека, который все делает и не делает ничего плохого никому. Я не могу так сделать, кум, иди домой, а я за тобой приду". 
Старик пришел домой и говорит: "Старуха, нагрей воду, я буду мыться". Ты нагрела. Он выкупался, сел, посиживает и поглядывает на дверь. Когда кум придет - откроет дверь. После перешел на лавочку, лег, сам все посматривает на дверь. 
Вот дверь открылась. Старик не выдержал, только и сказал: "Ой, кум, пришел". Старуха и сын не видят. Смерть говорит: "Ну, кум, пойдем со мной". Сам пошел. Пришел к двери, открыл, на улицу вышел, как только дверь стал закрывать, слышит: заплакали в доме. Старик спрашивает: "Кум, послушай, кто плачет?" Тот говорит: "Что расспрашиваешь, ты умер, там твоя жена и сын плачут". - "Вот и остался мой сын один жить, не найдет никогда отца своего". 

Фефелова Мария Павловна, 1904 г. р. 
Записала А. А. Антонова, 1954 г.

Популярные сообщения из этого блога

Семилетний стрелок из лука

Саам - богатырь

Гирвас - озеро