Подземное царство

В саамских сказаниях говорится, что в подземной стране пахнет прелью и гнилью, словно в трубчатом теле червя. Пришедших к вратам Нижнего мира встречает Соаййв-гуелла, хитрейший из хитрых, повелитель чародеев, к которому на ведовскую гору Элвуэйв по ночам собираются колдовать нойды. Именно он провожает умерших людей в страну смерти. И самый черный день полярной ночи - праздник чародеев-нойдов, служителей Сайвы, настоящий ведьминский шабаш на горе Элвуэйв. 

Подземное царство - страна матери смерти Яммье-акки-айбмо и ее до чери Аххьк-яммье, где живут "добрые" души. Там умершие обретают новые тела. Добрые души получают всевозможные удовольствия и почет, ведь в подземном мире живут и делают все, как на земле. Подземная страна нахо дится глубоко внизу. Вход в неё можно отыскать иногда через озеро, иног да через трещины в земле. В этой стране живут старухи-людоедки, которые иногда оказывают и милости, так как они наделены силой воскрешения умерших. 

Яммье-выгкэй является властелином подземной страны смерти, которая находится еще глубже, чем страна Яммье-акки, и представляет собой ад. В нее ведет мрачный спуск, вдоль которого стоят как стражи, остроконечные черные базальтовые скалы. Людей здесь ждут невыносимые муки. В саамской ловте «Путешествие в ад» говорится об этом месте сле дующее: «Что тут деется! И колеса-то катятся, и огонь полыхает. И в печах, и на воле людей поджаривают, люди ревут, а им еще того пуще подбавля ют жару железные комары, раскаленные докрасна, они летают и жалют всех, кто ни попадется ... Тут и скрежет-то зубовный, и черти-то вьются, и дым то смрадный гадит, а колеса-то все катятся и катятся одно за другим, а на них люди прикованы. Как поднимется какой-нибудь вверх, так сейчас его железные комары тучей ... жжик! Огонь повсюду мечется.» 

Яммье-выгкэй - гневный бог, властитель ада. Все болезни, от которых страдают люди и животные, исходят от него. Поэтому из всех подземных богов жертвоприношения делались именно ему. 

Люди старались защититься от гнева Яммье-Выгкэй, принося в жертву даже человека или, точнее сказать, человек сам мог принести себя в жертву ради другого человека. Известен случай, когда отец принес себя в жертву, только ради того, чтоб выздоровел его сын и не угас огонь рода. 

Черным вороном с волчьими когтями и огненными зубами в клюве пред стает перед грешниками злой ангел Поасс-иннькель пага, единственный, кто умеет говорить в Нижнем мире. И Фудна - бог самого черного дня в году. 

Злой образ властительницы подземной жизни и земных сокровищ, которая распускает по ветру свои волосы так, что страшно на небо смотреть, сосредоточен в старухе Вигк-аххьк, живущей среди озера на неведомом острове в большом доме. Сокровищ там неисчислимое множество. Есть и медный камень, и свинец, и золото. Это она прикинулась сначала медным, по том серебряным, а теперь золотым камнем, это она распустила по ветру свои волосы так, что страшно на небо смотреть. Но страшен дом Вйгкаххьк. На острые колья вокруг него насажены головы тех, кто пытался приблизиться К божествам. Тьма и ветер закрывают пути к острову. 

"Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем", Н. Большакова

Популярные сообщения из этого блога

Семилетний стрелок из лука

Саам - богатырь

Гирвас - озеро