Нийта Воаця - девочка варежка


Яввьр рынтэсып лев куххт коввас- на берегу озера в тундре стоят два чума. В одном живет большая семья: и взрослые, и дети. В другом - только пастух со своей женой, сестрой и матерью. Луххьк - пастух, оленей пасет, хорошо тундру знает. Его мать Парэск - бывалая рыбачка, рукодельница. Луххька жена - бойкая да работящая, и зовет он ее ласково Вяця.
Счастливо они друг с другом живут, да только одаа беда, детей у них нет. И последней жительницей чума является Луххька сестра - Олинк, веселая, бойкая девушка. Живет семья дружно: шьют, обед готовят, оленей пасут да песни поют. И мечтают жена с мужем о сыне - помощнике или дочке - красавице. Да только словно злые силы опутали Луххька жену.
Это все от того, что за горой живет Вигк-аххьк, старая и злая колдунья. Ее темные силы много вреда и болезней принесли. Люди знают об этой колдунье и боятся ее. А Вигк-аххьк хочет совсем Луххька семью извести, силы темные призывает к себе.
Толл,  тонн толл!  Чута пуль!
Шурэлып пуль!
Алямп пэйенъ,  тол нюххчемь!
Нелъй гоарренъ  пуэдтэ  пинк!
Роавас,  тоавас пуэдтэ, пинк!
Сурвэсъ, поасс я тоавсамусс!
Кыррьтэ,  мыннэ,  Вигк-аххка,
Нелъй гоарренъ  коапчнэдтэ,
Пуэдтэ мыннэ, векъхегке!-
Ты  огонь,  огонь,  огонь!
Гори  ярче  и  сильней!
С  четырех сторон  налетите ветры  злые
Буйные  и  сильные!
Спешите  ко  мне  к  Вигк-аххка!
С  четырех сторон  собирайтесь,
Прилетите,  окажите  помощь
Мне Вигк-аххка.
Колдует, шаманит она, все ближе и ближе к успеху  Вигк-аххьк:
В  лесу,  в  тундре,  на  берегу  озера
чум  стоит,  в  нем  огонь  горит,
и  в  тепле  там  семья  живет.
Дуйте  ветры,  затушите  огонь,
унесите  песню  с  собой.
Пусть  замерзнут люди,
пропадет Луххьк  сын  Вуэнньтре,
и  уйдет с  ними  род оленеводов.
Мое  крепкое  слово  пусть  с  вами  летит
И  завяжет  крепче узла  силу злую.
Ее черные космы разлетаются в разные стороны, ее крючковатые пальцы извиваются словно ужи, ее лицо выражает столько злости и гнева, что кажется все то, что произнес ее беззубый рот, тут же исполнится. Ее  заклинание  гибель  несет:
Вигк-аххьк-мунн ля!
В иг к  туй лыгка.
Аннь  тидтэв оллмэ мун тоавас виг,
Мэнн лыгка мунн, ев песът ни кегк!-
Вигк-аххьк - это  я!
Я  творю  силу  темную.
Пусть  боятся люди  меня,
Что я  сделаю,  никто не переделает.
Но тут, что-то стало мешать колдовать злой старухе, она стала беспокоиться и терять силу колдовства. А это на тундру пришлаПейв Ниййт- Дочь Солнца. С ее появлением черные силы расступились, давая простор свету и теплу. Пейв Ниййт необычная девушка, своей песней она помогает оживать природе и людям. Она поет о том, что очень любит тундру и украшает ее ковер разноцветными травами, цветами и ягодами. О том, что она узналаЛуххьк пирас баяс- о семье Луххька и хочет им помочь.
- Знаю  я,   что  у  озера   в   чуме  живет семья, хорошие работящие люди, вот им-то я  и  помогу,  сотворю  для  них свое  первое большое чудо, вот мой батюшка Солнышко порадуется.
А в чуме Луххька мать вязала рукавички к зиме. Красивые выходили рукавички, теплые. Закончила вязание Парэск и позвала сына  померить их:
- Луххьк, подойди ко мне, примерь варежки.   Никогда  у   меня  еще  не  выходило такой  красоты.
Примерил сын варежки, да что-то маловаты они для него получились и позвал он  свою  жену:
- Вяця, иди примерь варежки, мне они  маловаты  вышли,  тебе будут в  самый раз.
Стала мерить варежки Вядзэ, и ей как раз в пору они  пришлись.
В это время подошла к чуму Пейв Ниййт и стала  шептать слова  заклинания:
-Пейв  нюл! Пейв  нюл!  Мун  коаллэш вильй! Векьхегке мыннэ!- Лучи солнца, дорогие  мои  братья!  Посветите в  рукавички, что  связала  Луххька   мать,  согрейте  их,   и пусть  из  них девочка  появится.
Погас тут в чуме огонь, и на миг воцарилась повсюду темнота, потом ярко вспыхнул камелек и осветил жилище. У Вядзэ с рук варежки исчезли, а посредине чума стояла красивая маленькая девочка. Все переполошились, разглядывают кроху, спрашивают откуда  взялась  она:
- Чья  ты,удць  нийта?- Чья  ты,  малышка? Откуда взялась в чуме у  нас? спрашивала перепуганная, но счастливая Вядзэ.
- Мунн  ля  Воаця, тин нийта  ля. Ажян-яннан кутькень,  поаххк  оаххкан кидэнь я юртэнь, Пейв нюлэнь я Пейв нийт вуййнсесьт  выйтма ля,  тинэть роаммшааххьтэ пудтэ, тин нийта ля. -Я Воаця, ваша дочь. Я из солнечного света Пейв Нийт родилась, из сердечной мечты мамы и папы я родилась, с теплых бабушкиных рук я родилась и пришла, чтобы радовать вас.
Счастью семьи не было конца. Все очень любили Воаця, баловали. Дни быстро летят, подросла Воаця, стала всем помощницей. Бабушке нитки разматывает, с Олинк песни поет, Вядза помогает готовить, даже Луххьк без ее заботы не остается. То нийта в тундру к нему прибежит, чтоб за оленями посмотреть, то на озеро с ним отправится рыбу ловить.
Однажды Вядзэ послала ее и Олинк в тундру к Луххьку, чтоб хлебцы отнести. Недалеко тот со стадом был, и Воаця с радостью согласилась. Ей нравилось по тундре ходить, со зверями да птицами играть, они ее не боялись совсем и шли прямо в руки ее. Удивлялась Олинк, глядя как Воаця с зайцами да лисами, с дикими оленями и даже с медвежатами играется. Никого  не  боялась девочка.
Непрестанно наблюдала за ней колдунья старая, ждала когда придет время ее, чтобы девчонку схватить и уничтожить, вот и дождалась. Пропустила она их с Олинк к Луххьку, а когда те обратно пошли, чарами своими Напустила на тундру темноту и разлучила Олинк с Воацянь. Ищет Олинк племянницу, не может найти, и повернула назад к Луххьку, чтоб искать вместе с ним.
А Воаця, блуждая в темноте, наткнулась на   Вигкакь,  та  стала  запугивать девочку:
- Вот и попалась ты мне, девочка-варежка. Сейчас я тебе устрою веселую жизнь, отдам злым ветрам, пусть унесут тебя  подальше от тундры и сбросят в какой-нибудь обрыв.
А Воаця совсем и не испугалась старухи.
- Подумаешь, - сказала  она, - напугала чем, ну полечу, посмотрю, что за тундрой есть.
- Ах ты так. Я то думала, ты испугаешься меня, плакать начнешь, может быть, я бы тебя и пожалела тогда, а ты насмехаешься надо мной?  Перестань радоваться, я  тебе говорю.  Ты хоть знаешь,  кто  перед тобой? Это я, Вигк-аххьк, самая сильная и злая колдунья в этих местах, а ты, девчонка, надо  мной насмехаешься? Перестань, кому говорят, от твоих   насмешек у меня сила уходит.
Воаця же продолжала смеяться и дразнить старуху.
-Выльшехьт ижянт эл, маныпэ тищщай ака  ляк. Вигк-ака  юррт  ли  поасс, сонн ли тищщай ака.  Вигк-ака юррт ли поасс,  сонн  ли  тищщай   ака.- Посмотри на  себя, какая ты смешная старуха.  Вигк-аххьк думает, что она злая, а она смешная, Вигк-аххьк думает, что она злая, а она смешная.
Чувствует колдунья какВоаця гуэйм- с насмешками Воаця у нее уходит сила, достала зуб щуки и бросила в девочку, попала прямоВоаця раннта- в грудь и упала  та,  как  мертвая,  закрыв  глаза.
- Вот так-то лучше будет, не потерплю, чтоб смеялись надо мной, я все-таки Вигк-аххьк есть! Спи теперь здесь, звери не загрызут, - но не договорить и уйти, как опустила Дочь Солнца свои теплые лучи на тундру, осветила ее всю и сама оказалась рядом с Воаця. Подняла с ее груди зуб щуки и бросила обратно Вигк-аххьк. Как только зуб щуки воткнулся в колдунью она зашипела, задымилась и исчезла. Так от собственного колдовства  Вигк-аххьк  и  погибла.
Пейв Ниййт помогла подняться  Воаце и повела ее на встречу спешившим к ней Луххьку и Олинка. Они, как только увидели Воаця живую и здоровую, стали благодарить Дочь  Солнца:
-Шурр   пассыге   тоннэ,   шурр,   шурр пассьпе.- Большое спасибо, большое, большое спасибо, Пейв Ниййт. Ты   нам Воаця подарила и теперь  ее спасла от  злой, вредной колдуньи Вигк-ахесьт, мы никогда тебя не забудем и всегда будем рады тебе.
Дочь Солнца обняла Воаця и сказала ей:
- Воаця, ель тиррвэнь. Моаххтсэл кырьеть кырьйхе.- Воаця, живи здоровой и веселой девочкой, учись узоры вышивать.
- А кто же  меня научит,  Пейв  Ниййт, если рядом не будет тебя, - спросила Воаця.
- Дорогая моя девочка, как только ты примешься за это рукоделие я мысленно буду рядом  с тобой  и  покажу тебе самые красивые узоры, какие знаю сама. Ты когда вырастишь, научишь этому искусству своих детей,   так   и   пойдут в тундре мастерицы рождаться. А теперь пора прощаться. Вядзэ и Парэск уже заждались вас. Прощай, Воаця, прощайте, добрые люди. Будьте здоровы, - сказала   эти   слова   Пейв   Ниййт  и исчезла, а счастливые Воаця, Олинк и Луххьк поспешили  в  свой  чум.

Надежда Большакова

Популярные сообщения из этого блога

Семилетний стрелок из лука

Саам - богатырь

Гирвас - озеро